Нацпроект «Доступное жилье» фактически завален, заявил представитель президента России. «Законы в стране не работают», – поддержал его депутат Госдумы. «Исполнительной власти не интересен собственный народ», – сделал вывод третий. Такие речи звучали на Гражданском жилищном форуме, который проходил в Петербурге.
«Нацпроект «Доступное жилье» фактически завален, – рассуждал Сергей Зимин, начальник департамента мониторинга полномочного представителя президента РФ в СЗФО. – Он развивался по законам свободного ипотечного строительного рынка. В итоге — обвал: метры выводятся, а очереди не уменьшаются». Виноваты в сложившейся ситуации, по мнению выступающего, абсолютно все: и бизнесмены, и исполнительная власть, и законодательная.
«Самая большая наша беда в том, что законы не работают, – подхватил Сергей Петров, депутат Государственной думы от партии «Единая Россия». – И с этим необходимо что-то делать. Но не только законы не исполняются, к государственным программам относятся очень халатно».
«В 2009 году на поддержку строительной отрасли было выделено 50 миллиардов, по 35 миллиардов добавили Минрегионразвития и Министерство обороны. На эти средства должно было быть закуплено муниципальное жилье, – привел он пример. – В итоге — освоено 11,6 миллиардов, приобретено 2000 квартир в 24 регионах». Петров предположил, что виной такому развитию событий три фактора: несоответствие предложения спросу, неадекватная цена и российское разгильдяйство. «Министерство обороны может предоставлять военнослужащим только определенное количество метров, а таких квартир на рынке фактически нет: строители не успели перестроиться. Цену установил Минрегионразвития, было совершенно очевидно, что она занижена. Мы дважды пытались убедить ее повысить, но безуспешно. А что касается разгильдяйства — так всем казалось, что впереди времени еще очень много, поэтому просто не успели оформить документы. В итоге у нас почти полностью завалена программа», – подытожил депутат.
«У нас законы хорошие, только отношение к ним особое, – заявил еще один «единоросс», депутат Госдумы, член комитета по бюджетам и налогам, координатор проекта «Свой дом» Александр Коган. – Когда появляется новый законопроект, то первая реакция у всех — как его можно обойти. И это относится ко всем: и к населению, и к представителям бизнеса, и к государственным чиновникам». Особая ситуация, по мнению депутата, сложилась в Петербурге.
«Мы уже столкнулись с тем, что у вас не город, а заповедник, – сообщил он журналистам. – Когда пытаешься надавить на какого-нибудь чиновника или застройщика из-за нарушения законодательства, то выясняется, что нападать на них нельзя. Тут же начинают шептать — он знаешь с каким человеком в детский сад ходил, нельзя его трогать, про другого выясняется, что он одноклассник Самого… Мы уже и не трогаем ваш город, занимаемся другими регионами».
Хотя, по мнению Когана, истории, происходящие на строящихся объектах в Петербурге, превосходят все, с которыми ему когда-либо приходилось встречаться. «Дом стоит без крыши, он сдан в эксплуатацию. Прошел госкомиссию. Как такое может быть? – возмущается депутат. – На документе подпись вице-губернатора Вахмистрова. Все в порядке, а люди годами не могут заселиться. Это же волосы дыбом встают».
Заметим, что хотя вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров должен был вести пленарное заседание Гражданского жилищного форума, его место в президиуме пустовало. Обязанности ведущего взял на себя Павел Созинов, полномочный представитель президента Российской гильдии риэлторов. Отсутствовала и председатель КГА Юлия Киселева, чье участие тоже было заявлено в программе.
«Знаете, это характеризует отношение городской администрации к проблеме, – заметил Коган. – И уровень организации такой, что за него попросту стыдно, и отсутствие первых лиц. Да и само заседание — количество экспертов в зале равно количеству человек в президиуме. Все остальные — журналисты. Зачем мы сюда приехали — друг на друга смотреть?» «До тех пор, пока исполнительная власть не изменит своего отношения к проживающим в стране людям, любые обсуждения проблем ничего не дадут», – подвел он итоги первого дня.